Баптистерий во Флоренции

Ссылаясь на старинное предание, флорентийцы утверждают, что баптистерий был храмом бога войны Марса, патрона языческой Флоренции, которого в христианское время сменил Иоанн Креститель — Сан Джованни

Ссылаясь на старинное предание, флорентийцы утверждают, что баптистерий был храмом бога войны Марса, патрона языческой Флоренции, которого в христианское время сменил Иоанн Креститель — Сан Джованни. «Мой город тот, где ради Иоанна забыт былой заступник», — поведал флорентиец, встретивший Данте во втором кругу Ада («Божественная комедия», песнь XIII). В своей поэме, законченной в изгнании, Данте с нежностью вспоминает о «прекрасном Сан Джованни». Во внешнем облике баптистерия преобладает светское начало; интерьер же — типично церковный. Купол внутри украшен мозаиками, исполненными в XIII веке местными и венецианскими мастерами. У стены между двух колонн возвышается роскошное надгробие папы Иоанна XXIII. Неаполитанец Бальтасаро Коша, в молодости убийца и пират, был одним из трех пап, одновременно занимавших престол св. Петра в период так называемого Великого раскола. Низложенный Констанцским собором, он закончил свои дни в 1419 году во Флоренции.

 

Медичи, пользовавшиеся неизменным покровительством этого папы, воздвигли ему надгробие, выполненное Донателло и Микелоццо. Среди скульптуры баптистерия поражает позднее произведение Донателло — деревянная статуя «Мария Магдалина». Подобно страшному видению, выступает из темноты стенной ниши фигура старухи: спутанные космы волос ниспадают на изможденное тело, пустой взгляд устремлен вперед, беззубый рот шепчет не то молитвы, не то заклинания. Во время страшного наводнения 4 ноября 1966 года, когда взбунтовавшийся Арно обрушился на город и, перекатывая мутные волны через мост Понте Веккио, затопил площади и улицы, церкви и музеи, библиотеки и магазины, мастерские и жилища, баптистерий Сан Джованни оказался в числе жертв этого потопа, равного которому Флоренция не знала с 1333 года. Вода сорвала несколько медальонов золоченой бронзы с «Врат рая» Гиберти, затем ушла, оставив их лежать на мостовой под толстым слоем липкого ила.

 

Вода, загрязненная нефтью (из цистерн, поврежденных при наводнении), что усиливало ее вредоносное воздействие, погубила множество фресок, картин и скульптур . Помощь городу-музею пришла из разных стран, во имя того чтобы Флоренция, как сказал ее мэр, могла «принадлежать всему человечеству». Неподалеку от Соборной площади стоит один из интереснейших памятников старой Флоренции — церковь Ор Сан Микеле. В наружных нишах по всему периметру прямоугольного в плане здания (до пожара 1304 года здесь находилась лоджия для торговли зерном), расставлено четырнадцать статуй святых — покровителей флорентийских цехов. Ткачи, каменщики, строители, скорняки, кожевенники, кузнецы, мясники, менялы, сукноделы — все, чей труд, смекалка, энергия прославили город на Арно, хотели оставить о себе добрую память у потомков. Статуи выполнены Гиберти, Верроккио, Нанни ди Банко и другими известными мастерами Возрождения. Одну из ниш украшает «Св. Георгий» (бронзовая копия с мраморного оригинала, ныне хранящегося в музее Барджелло), исполненный Донателло по заказу оружейников, другую — «Св. Марк», изваянный им для цеха ткачей. От Ор Сан Микеле два шага до Пьяцца делла Синьориа — главной площади старой Флоренции.

 

Центр современного города проходит западнее — площадь Республики и район Виа Торнабуони. Облик площади Синьории по существу определяет одно здание — Палаццо Веккио. Когда в результате ожесточенной борьбы между феодалами и городом доминирующей силой во Флоренции стали горожане, они возвели это грозное сооружение, призванное, как крепость, стоять на страже независимости города-коммуны и свободы, обретенной в борьбе. Мощные зубчатые стены Палаццо Веккио сложены из огромных неполированных плит коричневого камня, над ними на девяносточетырехметровую высоту взметнулась башня. С ее площадки открывается широкая панорама города и его окрестностей. Дворец (1298—1341 годы) начал строить Арнольфо ди Камбио, почти одновременно трудившийся над возведением собора Санта Мариа дель Фьоре. Внутренняя отделка дворца была изменена в XVI столетии, в частности, стены нескольких залов украсил фресками придворный художник Джорджо Вазари.

 

Поиск по сайту

Статьи