Золотой дом в Риме

В плане Колизей имеет вид эллипса, длина продольной оси которого достигает 188 метров. Высота Колизея — пятьдесят метров, наружные стены облицованы травертином, своды кирпично-бетонные.

В плане Колизей имеет вид эллипса, длина продольной оси которого достигает 188 метров. Высота Колизея — пятьдесят метров, наружные стены облицованы травертином, своды кирпично-бетонные. Разрушенный в период варварских вторжений, Колизей в последующие века являлся чем-то вроде общественных каменоломен. Еще в XVII веке Барберини, родственники папы Урбана VIII, брали здесь камень для постройки своего дворца, в то время как папа распорядился изготовить из бронзы Пантеона балдахин для собора св. Петра. Отсюда поговорка, основанная на игре слов «barbari» и «Barberini»: «Чего не доделали варвары, сделали Барберини». Наружная стена Колизея имеет четыре яруса: три нижних представляют собой аркады; четвертый, верхний, по-видимому, достроенный несколько позже, — сплошную стену, расчлененную пилястрами и прорезанную небольшими окнами. В древности арки второго и третьего этажей были украшены статуями. Яркий шелковый тент защищал зрителей от зноя. Римляне утвердили в архитектуре арочную конструкцию и необыкновенно смело и гибко ее использовали. Спокойный ритм арок, поставленных в три яруса, обуславливает в сочетании с хорошо найденными пропорциями величавую красоту Колизея.

 

Характерно, что его аркады имеют не только декоративное назначение: 80 арок нижнего этажа служили одновременно входами — амфитеатр быстро наполнялся зрителями и быстро разгружался. Благодаря аркадам второго и третьего ярусов, уменьшалась нагрузка на нижний этаж. Южный фасад Колизея сильно поврежден, северный же хорошо сохранился, и отсюда здание воспринимается почти во всем своем первоначальном великолепии. Вокруг арены гигантской воронкой расположены места для зрителей, которых помещалось здесь свыше пятидесяти тысяч. Раскопки открыли под ареной подвалы для диких зверей, приспособления для водопроводов, подававших воду на арену в дни представлений морских битв — навмахий, и многие другие помещения. По случаю открытия амфитеатра император Тит Флавий объявил стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов и в один день было затравлено пять тысяч зверей. Гладиаторами становились обращенные в рабство военнопленные, иногда осужденные преступники, реже добровольцы. Их уделом была смерть, что и выражала чеканная формула традиционного приветствия «Ave, caesar, morituri te salutant». Гладиаторские игры были любимым развлечением римлян.

 

Философ Сенека, один из немногих, осуждавший жестокость своих сограждан, писал: «Они любуются, как те, которые уже убили своих противников, вступают в бой с другими, которые убьют их; и всякому победителю предстоит новая бойня; исход борьбы смертельный… Что ж, чтоб приятно провести время, пусть убьют еще нескольких… Римляне, неужели вы не чувствуете, что зло падает на головы тех, кто его совершает?» Легенды, в известной мере преувеличив исторический факт гонения на христиан, сообщают о многочисленных мучениках языческого Рима, принявших «смерть за Христа» на арене Колизея, в память чего здесь в 1926 году был воздвигнут большой черный крест, который, нарушая архитектурную стройность замечательного памятника древности, назойливо бросается в глаза. «Оперативность» Ватикана поистине удивительна: крест на арене Колизея, святой Петр на колонне Траяна, античные храмы, превращенные в церкви, — вот далеко не полный перечень примеров бесцеремонного обращения «святого престола» с памятниками культурного наследия.

 

Колизей замыкает перспективу широкой оживленной улицы Императорских форумов (Via dei Fori Imperiali), пo направлению которой расположены форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна и Нервы. Римские императоры в стремлении прославить свое имя, помимо главной площади города — Римского Форума, создали свои. Но, увы! время и история не пощадили и эти архитектурные ансамбли. Они дошли до нас в руинах. Наибольшим великолепием отличался форум императора Траяна. Его остатки — знаменитая колонна Траяна и части базилики — расположены на Виа деи Фори Империали у самой площади Венеции. Колонна Траяна была воздвигнута во II веке по постановлению сената в честь побед императора, умершего в Сирии во время похода. В основание колонны поместили золотую урну с его пеплом. В XVI веке место статуи Траяна, венчавшей когда-то колонну, заняла статуя апостола Петра. Колонна высотой 38 метров выполнена из отдельных мраморных блоков, соединенных между собой бронзовыми скрепами. Ее поверхность покрывают рельефы, расположенные лентой по спирали. Они изображают эпизоды походов Траяна в Дакпю (территория современной Румынии), превращенную в результате завоеваний в римскую провинцию.

 

Изображения отличаются большой живостью, документальной точностью и дают богатый и интересный материал по истории военной техники и быта древних римлян и даков. Колонна Траяна плохо смотрится на фоне памятника королю Виктору-Эммануилу II. Характерный контраст римского пейзажа в этой наиболее старой части города выступает во всей своей силе. Королевский памятник стоит на площади Венеции, являя собой печальный пример архитектурного безвременья конца XIX — начала XX века. Беломраморное сооружение архитектора Джузеппе Саккони, выполненное в подражание античным постройкам форумов, вклиниваясь между памятниками подлинной древности, подавляет их своей кричащей роскошью. Однако итальянцы любят «Витториано», оценивая его как символ объединения своей страны. У подножия памятника находится могила Неизвестного солдата, где несут постоянную вахту часовые. А на площади — стоянка автомашин; они скапливаются здесь десятками. Эти маленькие юркие машины с головокружительной скоростью носятся по городу и с еще большей — за его пределами. К чести итальянских водителей, надо сказать, что они предупредительно вежливы и обычно уступают дорогу пешеходам, что, конечно, не устраняет бесчисленных уличных катастроф. В Риме, как, впрочем, и в других итальянских городах, к услугам туристов старинные экипажи. Их стоянка у Колизея. В ожидании седоков возницы дремлют на козлах в тени древних стен.

 

Или Нужна сим карта для путешествий.

 

Поиск по сайту

Статьи