Легенды и сказания

Легенды и сказанияДо настоящего времени среди населения Северной Индии сохранились легенды и сказания о раннеевропейской родине. Даже в знаменитом священном писании зороастрийцев «Авеста» содержатся сведения о неоднократном поэтапном переселении индоевропейских племен в южные районы. Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. отмечается появление здесь племен Тазабагябской культуры Хорезма, которое совпадает с великим переселением индоевропейских и индоиранских племен с северо-западных территорий. Последние археологические исследования свидетельствуют о том, что в это время Тазабагябская культура оказывает влияние на южные районы Средней Азии, а также на переселение степных племен. О мощном движении этих племен на юг, юго-запад и юго-восток в конце 2 — начале 1 -го тысячелетия до н.э. сообщают и исторические источники. В этом движении участвовали племена Суярганской культуры Хорезма. Археологические данные подтверждают вывод о расселении этих скотоводческих племен в XI— IX вв. до н.э. вдоль таких рек, как Узбой, Атрек, Теджен, Мургаб, Амударья и Сырдарья.
В это время в предгорных районах и долинах населением осваивались новые земли и значительно совершенствовались способы искусственного орошения. Примером могут служить стоянки Чустского типа Ферганы, известные в науке под названиями культуры «красочной керамики», Кайраккумской степной бронзы и культуры захоронения Вадила. При изучении образа жизни и истории заслуживают внимания такие памятники, как Амирабад-ская культура Хорезма (большое поселение Якка-Пар-сан), относящаяся к IX —VIII вв. до н.э. Поселение подобного типа состояло из 20 полуземлянок, его население занималось орошаемым земледелием, скотоводством и изготовлением бронзовых изделий, о чем свидетельствуют данные палеоантропологии, открытие северо-западного пути кочевания в Среднюю Азию в эпоху неолита и бронзы. Об усилении в регионе в новое время историко-культурных и этнических связей свидетельствуют также археологические исследования: изучение могильников эпохи бронзы позволяет определить антропологический тип населения той эпохи. По определению антрополога Т. Ходжайова, в этот период в Узбекистан начинают активно проникать по северо-западному пути типы верхнего палеолита, мезолита и неолита Европы, а с юга так же заметно оживает переселение европеоидов, которые смешиваются с местными аборигенами, создавая среднеазиатский антропологический тип. Именно с этого времени, по его мнению, складывается облик современных узбеков, представляющий собой своеобразный европеоидный тип. Примечательно то, что в Южном Узбекистане, как показывают археологические раскопки, в антропологическом плане наблюдается проникновение элементов Андроновской культуры Европы.
Открытие железа явилось важнейшим фактором развития производительных сил во всем регионе. В результате на большой территории, в том числе и в Узбекистане, происходит рост населения, наблюдаются определенные изменения в расовом типе. Прежде всего, в антропологическом смысле усиливаются монголоидные элементы. Однако монголоидный тин населения преобладает лишь в отдельных районах. Такое явление наблюдается у этнических групп, находившихся в тесном общении с кочевыми племенами Центральной Азии и Сибири, в частности у народов Приаралья и в древнебухарском оазисе.
Таким образом, к началу 1-го тысячелетия до н.э. морфологически под влиянием монголоидных элементов появляется основа для формирования современного расового типа узбеков. Именно с эпохи раннего железа, особенно в переходный период с середины 1-го тысячелетия до н.э. до начала новой эры во всей Средней Азии, в том числе и в Узбекистане, происходит весьма сложный этноантропологический процесс. Археологические исследования, проведенные на памятниках Дальверзин-тепе, Айртам, старый Термез и других, подтверждают нашу гипотезу.
В 1-м тысячелетии до н.э. в Средней Азии происходят определенные социально-экономические изменения. Развитие производительных сил, появление городов и крепостей, строительство ирригационных и оборонительных сооружений было невозможно без использования рабского труда. Согласно сообщениям персидских и
греческих письменных источников, еще до появления соседних государств — Ирана, Мидии (VII —VI вв. до н.э.), Ахеменидского султаната (VI —V вв. до н.э.) — в Средней Азии уже существовали два рабовладельческих государства — Бактрийскос и Хорезмское. В упомянутых источниках и рисунках на надгробных камнях (во дворце Персеполя), в священном писании зороастрийцев «Авеста», в произведениях римских, греческих и китайских авторов упоминаются древнейшие предки средне-азиатов саки-массагеты, юэджи, кангюйцы (кангары), усуни и другие этнические группы. Среди них самая большая группа саки обитали на огромной территории от Тянь-Шаня и предгорий Памира до берегов Каспийского моря. Наиболее густонаселенным районом их обитания было низовье Сырдарьи.

Идеальный подарок — телескопы

Приблизиться к неизведанным далям и узнать, а есть ли жизнь на Марсе, мечтают многие. Не случайно многие дети желают, когда вырастят, стать космонавтами. Но мечты остаются в прошлом, а вот посмотреть на звездный мир все-таки хочется. К сожалению, не у всех есть возможность посещать обсерватории. А нынешние планетарии не во всех городах имеют действующие телескопы. Поэтому никогда не помешает иметь мобильную версию подобного аппарата.

К тому же именно телескоп может стать замечательным подарком, если вы думаете над тем, что вручить на день рождения своему шефу. Он не только украсит любой кабинет, но и станет символом работы вашей фирмы, нацеленной на перспективное развитие своей деятельности.

Хороши телескопы и в качестве подарков для ребят. Ведь они учат подростков познавать и развивают любознательность, неограниченную какими-то рамками. К тому же управление некоторых приборов достаточно легкое. Достаточно однажды задать цель, чтобы автоматика запомнила координаты. Тогда в следующий раз вам даже не придется все настраивать: телескоп все сделает за вас.

Современные модели можно подключать к КП, чтобы уже на мониторе смотреть все то, что попадает в поле зрения вашего прибора.

Теплоизоляция, напыление ппу уфаСледует особо отметить, что жившие в древней Бакт-рии и Хорезме предки современных таджиков, узбеков и частично туркмен в основном говорили на языке, входившем в южную ветвь иранской языковой группы, и частично на тюркизированном сакском или скифском языке. Вообще в конфедерацию массагетских племен входили следующие этносы: проживавшие в дельте Сырдарьи, на восточных берегах Амударьи и в Каракумах апасиаки; населявшие среднее течение дахагохары; проживавшие примерно в низовьях Зарафшана и среднем течении Амударьи дарбеки; осевшие в городах Нурата сакараваки; население территорий, расположенных между средним течением Сырдарьи и Тянь-Шаня, а также хорезмийцы. По сведениям греко-римских авторов, после походов Александра Македонского, в эпоху античности Средней Азии упомянутые племена и народности не случайно выступают под общим названием «саки», и это, несомненно, является свидетельством того, что в языковом отношении они представляют единый этнический тип. Упомянутые источники свидетельствуют о том, что в это время в этническом и культурном отношении особых различий между населением земледельческих долин и скотоводческими племенами степей не наблюдается. Так, Страбон относит хорезмийцев к группе саков-массагетов, древних согдийцев и бактрийцев. Он пишет, что они не отличаются между собой по образу жизни и нравам. По археологическим находкам, в частности по рисункам, одежде, головным уборам, между хорезмийцами, бактрийцами и согдийцами особых различий нет. В долинах, населенных саками, разговаривали почти на одном языке. В исторических источниках упоминаются следующие проживавшие в земледельческих долинах народности: в верхней дельте Амударьи — хорезмийцы, в нижнем течении Гургана — гирканцы, у подножья Копетдага — известные под общим названием парфяне, в устье Мургаба — маргианцы, в долинах Зарафшана, Кашкадарьи и Сурхандарьи — согдийцы и ферганцы (древние парфяне и бактрийцы).
В середине 1-го тысячелетия до н.э. все этносы, расселенные по обоим берегам верховья Амударьи, по археологическим данным, создали высокую культуру строительства различных сооружений и орошения, владели ремеслом и знали секреты военного искусства, были носителями богатых духовных ценностей. Благодаря этому среднеазиатские этносы оказывали влияние на соседние государства.
Движение кочевых племен и в хозяйственном, и в культурном отношении значительно усиливалось взаимоотношениями и взаимовлиянием между оседлым земледельческим и северным скотоводческим населением. Однако эти контакты породили в хозяйственной деятельности горных, предгорных и равнинных этносов своеобразные специфические особенности, что сказалось на этническом процессе. Не случайно в «Авесте» (Гат и Ясны) рассказывается о соперничестве двух хозяйственно-культурных укладов — оседлого земледельческого и скотоводческого хозяйства долин (Бактрия, Согд, Хорезм и т.д.) и полукочевых скотоводческих племен в дельтах и низовьях среднеазиатских рек. В этом священном писании упоминаются такие области, как Маргиана (в долине Мерва), Парфия (на севере Копетдага), Хорезм и Бактрия (в верхнем течении и низовье Амударьи) и Согдиана. Местное население этих областей занималось оседлым земледелием и скотоводством. Вообще этот процесс в Средней Азии совпадает по времени с периодом разложения первобытного общества, его социального расслоения, зарождения ранних государств. В это время утверждение государственности сопровождалось военными походами и завоеваниями соседних земель, этнической ассимиляцией различных народностей. Упомянутые выше предки среднеазиатов с северо-запада и юга, постепенно смешиваясь с аборигенами, утверждали свое государственное устройство.

 

Поиск по сайту

Статьи