Ковроделие

КовроделиеВ последние десятилетия в Узбекистане быстро развивается на современной промышленной основе одна из важнейших традиционных отраслей декоративно-прикладного искусства — ковроделие (гиламдузлик). По археологическим данным, производство ковров и паласов, центры которого находились в Андижане, Самарканде, Кашкадарье, Сурхандарье и Хорезме, известно в Узбекистане с 1-го тысячелетия до н.э. Красочно оформленные узбекские ковры и паласы ткут из нитей восьми-де-вяти цветов, наиболее распространенными среди которых являются темные и ярко-красные. В прошлом местные ковроделы, помимо основной продукции, изготавливали хурджуны (переметная ковровая сумка), осма холта (висячая сумка) и различные изделия на заказ.
По оценке специалистов, в Узбекистане с давних времен существовало три школы ковроделия — самаркандская, андижанская и хорезмская. Андижанские ковры отличались крепостью основы ткани, яркими красно-зелеными красками и богатой орнаментацией. Ферганские ковровые изделия имеют густо-синюю гамму цветов и геометрический орнамент, короткий ворс, в центре расположен орнамент «турунж», по краям цветные разрисовки. К этой школе примыкают бухарские ковры, отличающиеся разнообразием и разноцветной гаммой, длинным ворсом, размером и богатством орнаментов. Хивинские, ургутские, каршинские и другие ковровые изделия славятся своим орнаментом, изяществом и высоким качеством. Ковры бывают трех видов: тканные на специальном станке, сшивные и набивные. Узбекские ковровые изделия в основном тканые. Они изготавливаются женщинами на небольшом станке из верблюжьего пуха, бараньей шерсти, хлопчатобумажной и шелковой нити. До начала истекшего столетия в основном использовали растительные краски, а в настоящее время применяются анилиновые. В Узбекистане можно недорого купить верблюжье одеяло
В скотоводческих районах Узбекистана издревле занимаются изготовлением кошмы, которая стелилась на пол, использовалась для покрытия юрт, из которой также шили бешметы, колпаки и другие изделия. Кошмы бывают гладкими с разноцветным орнаментом. В Сурхандарье и Кашкадарье их изготавливают из черной овечьей шерсти, а в Хорезме — из шерсти овец породы такянамат. Хорошо растрепанную шерсть промывают, высушивают, затем снова треплют специальными прутьями. Лишь после этого очищенную шерсть расстилают, накладывают на нее раскрашенный пух в соответствии с формой деталей орнамента, которую затем раскатывают в кошму. В производстве кошмы обычно используют способы «гажара» и «бешкамта». И в настоящее время в Узбекистане изготавливают красивую кошму из раскрашенной в разные цвета шерсти.
И, наконец, к декоративно-прикладному искусству относятся такие домашние промыслы, как изготовление циновок и плетеных корзин. В Узбекистане очень много озер и рек, на берегах которых в изобилии растет камыш. Из камыша и ивовых прутьев местное население издавна плетет различную утварь и предметы быта, например, различные ящики (кажава сават, узум сават, тур сават, боска сават) и корзины. Плотно сплетенные из прутьев корзины различной формы и объема широко применялись в строительстве. Помимо камыша, плетеные корзины изготавливали из дубовых, тополевых, ивовых, тамарисковых прутьев.
Циновки широко применялись в быту, особенно в качестве подстилок под ковры, кошмы и паласы, в строительстве домов (лумбоз босишда) и т.д. В городах и больших кишлаках даже существовали целые кварталы изготовителей циновок (буйрачи). Так, в махалле Олим-ходжа в Бухаре насчитывалось 120 семей, 70 из которых занимались этим промыслом.
Таким образом, в богатейшем этнокультурном наследии узбекского народа особое место занимает многогранное и весьма богатое традициями декоративно-прикладное искусство. В нем находят яркое выражение художественная мысль и тесно переплетенное с ней художественное творчество, своеобразие национального менталитета узбеков.
Бурное развитие и постоянное совершенствование узбекского национального изобразительного и прикладного искусства нашли свое воплощение во всемирно известных архитектурных памятниках республики, в изящных деталях из ганча, красочных изразцах, богатой орнаментике, ковроделии и колоритных вышивках и т.д. Появившиеся на свет благодаря природному таланту и героическому труду наших предков неповторимые памятники архитектуры и прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства являются весомым вкладом узбекского народа в мировую культуру. В настоящее время традиционное искусство обогащается новыми видами, формами, направлениями и, что особенно примечательно, даже новым содержанием. Независимость Республики Узбекистан, открыв путь для свободного развития, создает широкие возможности для того, чтобы поднять на еще более высокий уровень не только прикладное искусство, но и все виды народного творчества. У государства с великим будущим и духовная культура должна быть великой.

Купить диплом Киров | У нас ванны чугунные 150х75 см

 

Поиск по сайту

Статьи