Генезис и формирование раннехорезмийской государственности

Примерно в центре верхней крепости находился архитектурный комплекс, который исследователи считают дворцом, выполнявшим функции хозяйственного и культового центра племенного объединения. В нем насчитывалось не менее 20 помещении различного назначения. Отмечены большие залы с колоннами, хозяйственные помещения с большим количеством хумов и зерновых ям. Особо выделяется большой двор площадью более 800 кв.м. с низкими суфами по боковым стенам для знати и возвышением в торцовой части, в котором исследователи видят тронное место. Напротив этого возвышения находится поднятое на массивном кирпичном цоколе сооружение, которое связывается с культом огня.
Можно предполагать, что весь этот комплекс мог служить для гражданских церемоний. На возвышении на ложе или на троне восседал царь, на боковых суфах располагалась племенная знать и чиновники. Смежные помещения с хумами, вероятно, выполняли роль царской сокровищницы. Царь мог устраивать в этом помещении приемы и, возможно, какие-то обрядовые церемонии. Сидя на троне, расположенном на возвышении, он обозревал обширный двор, который завершался высокой платформой с горевшим на ней священным огнем. Широкие многочисленные ворота в оборонительных стенах, обширные незастроенные пространства внутри верхней и нижней крепостей объясняются, по мнению исследователей, необходимостью за короткое время пропустить внутрь крепости максимально большое количество людей и скота, т.е. городище выполняло функции не только центра полуоседлой скотоводческой округи, но и крепости-убежища, где укрывалось вместе со своими стадами окрестное население. В литературе уже высказано сопоставление с «квадратной варой» Авесты, по сути приведенного в ней описания, совпадавшей с планировкой городища Кюзелигыр.
Кюзелигырская культура складывается на базе культуры саков западной части Левобережного Хорезма под мощным воздействием культур южных оседло-земледельческих и урбанистических цивилизаций. Влияние это распространялось как через самих саков-участников походов на юг в пределах «зоны» вторжения, так, очевидно, и нехорезмийскими этническими группами, мигрировавшими в Хорезм или попадавшими сюда в качестве военнопленных. Именно с этими группами населения было связано распространение и укоренение традиций сырцового домостроительства, градостроительная культура, гончарный круг и т.д.
С кюзелигырской культурой на ее доахеменидском этапе связано и формирование древнейшей для Хорезма государственности. Родовой вождь или предводитель военной дружины одной из сакских общин, возвысившийся благодаря богатствам, собранным тем или иным способом, становится во главе союза общин, олицетворяя собой символ их единства, приобретая функции царя. Тронное место в одном из центральных помещений дворца Кю-зелигыра, по плану противопоставленное местам для знати, достаточно определенно свидетельствует о поставленной над обществом фигуре царя. Наличие в этом же комплексе сооружения, связанного с культом огня, свидетельствует о сакрализации фигуры царя и, возможно, о еще неразделенных функциях духовной и светской власти.
Раннее государство не объединяло, как это было впоследствии, территорию всего Хорезмского оазиса. Имеющиеся в настоящее время материалы позволяют говорить скорее 6 возникновений первоначально лишь отдельных очагов государственности в виде небольших областей с единственным городским центром. Это была ранняя государственность, подобная государственности древнейшего Египта, где в период, предшествовавший образованию объединенного государства, существовали номы (отдельные области), каждая со своим главным городом и со своими богами. В Средней Азии исследователи отмечают аналогичную закономерность. По мнению М.М. Дьяконова, нет никаких доказательств существования в Средней Азии крупных доахеменидских государственных образований. Он пишет: «…границы первоначальных государств совпадали с границами ирригационных систем и орошенных ими земель».

В.М. Массой, исследуя вопрос о первых государственных образованиях в Маргиане, отмечает, что они представляли собой небольшие области, в качестве центра имевшие крупные поселения с цитаделями.
Вероятно, Кюзелигыр и его ближайшая округа и являлись таким древнейшим государственным образованием нового типа. Однако, отличием являлось то обстоятельство, что здесь древнейшая государственность возникает на базе оседло-скотоводческого хозяйства, и границы этого государства, вероятно, совпадали с пастбищной территорией. Мы не знаем сейчас, был ли Кюзелигыр единственным очагом древнейшей государственности Хорезма или их было несколько. Исследователи пишут о многочисленных памятниках «архаического» периода. Однако, во-первых, достоверные слои доахеменидского периода выделяются пока только на Кюзелигыре. Во-вторых, ни один из других памятников не может квалифицироваться как город, это, как правило, остатки небольших поселений. Во всяком случае, Гекатей Милетский называет только один «у них город Хорасмия» и, как полагают, «… пока лишь Кюзелигыр может претендовать на отождествление с Chorasmie (на непонятном языке)». Надо полагать, что границы первоначального государства Хорезм не выходили за пределы Присарыкамышской дельты.
Хорезм в составе Ахеменидского царства. Формирование территории будущего централизованного древнехорезмийского государства происходит в рамках Ахеменидской империи, когда происходит нивелировка культуры, выравнивание уровней социально-экономического развития в разных районах, формирование общехорезмийского этноса. Все это подготовило образование сильного централизованного государства после выхода Хорезма из состава империи Ахеменидов. У нас нет, к сожалению, данных об ирригационных системах этого периода в Южном Хорезме. Однако, учитывая, что традиции оседло-земледельческого хозяйства складываются еще в эпоху бронзы, можно полагать, что именно здесь древнейшая очаговая государственность могла складываться на базе отдельной ирригационной системы.
Хорезм вошел в состав Ахеменидской державы между 545 и 539 годами до н.э., как полагают, в результате завоевания Киром.
При Ахеменидах роль символа государственного единства переходит к сатрапу (представитель верховной ахеменидской администрации).
Границы. Письменные источники практически не содержат информации о границах Хорезма эпохи вхождения в составе империи Ахеменидов. Они, вероятно, могут определяться границами распространения памятников кюзелигырской культуры. Южная граница определяется довольно точно. На городище Кошкала нижние слои принадлежат раннему этапу кюзелигырской культуры, а расположенный за ним к югу на расстоянии 90 км памятник Одойтепа таких слоев не содержит, эти слои отнесены уже к культурам Яз-I, Яз-И, Яз-Ш. Далее, к северо-западу граница шла узкой полосой, «прижатой» песками Каракумы к долине реки Аму-дарьи. Это уже отмечено М.Г. Воробьевой, которая считала, что территория, заселенная древними хорезмийцами, не ограничивалась низовьями реки, а «… занимала прибрежную полосу и на средней Амударье». Вдоль левого берега Амударьи, вероятно, проходила караванная дорога, с функционированием которой, видимо, и была связана отмеченная выше особенность расселения хорезмийцев. На правом берегу, на участке от Кошкалы до начала Хорезмского оазиса, пока не зарегистрировано ни одного археологического памятника со слоями кюзелигырской культуры.
На юге Хорезмского оазиса границы расширяются по обе стороны реки. Здесь, на левом берегу, находится один из крупнейших памятников кюзелигырской культуры Хумбузтепа, представляющий собой скопление остатков печей для обжига керамики, вероятно, — крупный ремесленный центр керамического производства. На правом берегу на землях между хребтом Султануиз-даг на севере, песками Кызылкум на востоке и руслом Амударьи на юго-западе в архаический период возникает и существует крупный очаг поливного земледелия с многочисленными ирригационными каналами и усадьбами крупных земледельцев (Дин-гильдже). На левом берегу зона расселения располагалась полосой вдоль русла Даудан,в тот период, очевидно, обводненного.
Крайний западный район расселения хорезмийцев располагался в районе крупнейшего памятника архаического периода Хорезма Кюзелигыр.

1 2 3 4 5

 

Поиск по сайту

Статьи