Генезис и формирование раннехорезмийской государственности

Наряду с развитием орошаемого земледелия, в конце II— начале I тыс. до н.э. в Правобережной части Южного Приаралья наблюдаются первые признаки выделения ремесла. Увеличиваются возможности для производства избыточного продукта, что закладывает основы имущественной и социальной дифференциации. Аналогичные процессы отмечаются и для протогородских культур юга Средней Азии, однако, в Южном Приаралье эти процессы протекали позднее, чем на юге и развивались в более замедленном темпе. Здесь отсутствовали те типы культуры, которые принято связывать с протогородскими типами поселений. В амирабадской культуре не сформировались традиции глинобитного и сырцового домостроительства. Не отмечено никаких признаков, которые свидетельствовали бы о генезисе на стадии амирабадской культуры процессов урбанизации. Казалось бы, что все это не позволяет связать прямой исторической преемственностью амирабадскую культуру эпохи поздней бронзы по всем ее признакам с раннеархаической культурой, когда формируется классовое общество и зарождается древнейшая государственность. Однако традиции ирригационного строительства и орошаемого земледелия, заложенные в амирабадской культуре, несомненно связаны исторической преемственностью с традициями орошаемого земледелия на новом историческом этапе, в рамках раннеархаической культуры и только в ее южнохорезмском варианте.
К VII в. до н.э. исследователи отмечают постепенное угасание амирабадской культуры. В качестве одной из причин отмечаются активно развивающееся в этот период усыхание южной дельты Акчадарьи и невозможность для амирабадского населения оросить усыхающие земли. Все это приводит к постепенному сокращению заселенности дельты. Исследователи культур эпохи бронзы Южного Приаралья отмечают резкое сокращение количества поселений на территории южной дельты Акчадарьи в VII в. до н.э. по сравнению с количеством поселений в период IX—VIII вв. до н.э. Вместе с тем необходимо отметить, что в этот период археологические памятники позднеамирабадскои культуры появляются и в Левобережье (Присарыкамышская дельта), что может свидетельствовать о переселении сюда части амирабадского населения из усыхающей южной Акчадарьин-ской дельты.
Только в условиях последующего вхождения этих земель в состав государства Ахеменидов, в условиях притока населения, владевшего навыками строительства крупных оросительных систем, начинается новый этап в освоении Правобережных земель. Остатки амирабадского населения оказываются активно вовлеченными в процесс обогащения уже имевшихся земледельческих навыков, освоения техники сырцового домостроительства, гончарного круга и других ремесел, что сопровождается скачкообразными изменениями в сфере материальной и духовной культуры.
Левобережная часть (восток). Здесь также наблюдаются существенные отличия. Исследователи установили, что эпизодически в эти районы проникают племена тазабагьябской культуры, основной ареал которых связан с южной акчадарьинской дельтой на Правобережье. Однако резкое расширение этих передвижений приходится на эпоху поздней бронзы и связано с Амирабад-ской культурой. В пределах своего первоначального ареала эти культуры, как мы уже показали выше, базируются на придомном скотоводстве и орошаемом земледелии. Появление этих племен на юге Левобережья связано с отгонным и даже полукочевым животноводством, появившимся на стадии Тазабагьябской культуры и особенно массовый характер принимающим на стадии Амирабадской культуры.
Для периода перехода от эпохи бронзы к раннему железу отмечается миграция отдельных групп населения с территории Северной Бактрии на неосвоенные земли в районе среднего течения Амударьи и последующее их продвижение на территорию Нижней Амударьи. Новейшие археологические изыскания позволили отнести эти события к концу VII—первой половине VI в. до н.э. С приходом этих племен связано появление и распространение гончарного круга, традиций глинобитного и сырцового домостроительства и дальнейшее развитие орошаемого земледелия, зародившегося здесь еще в эпоху бронзы. Получает развитие торговля. По мнению некоторых ученых, в первой половине I тыс. до н.э. формируется торговый путь, проходивший по левому берегу р. Амударьи из южных областей Средней Азии в Хорезм.
Археологически миграцию населения из Северной Бактрии документируют материалы раскопок Хумбузтепа. Нижний слой Хумбузтепа (ХТ-Ia по Болелову) датирован доахеменидским временем — первой половиной VI в. до н.э. и представлен остатками производства, достаточно определенно свидетельствующими о том, что это было поселение ремесленников-гончаров. Здесь были обнаружены комплексы гончарной керамики типа Яз-И. Известно, что в самой Бактрии позднебактрийские керамические комплексы находятся в генетической связи с керамикой эпохи поздней бронзы. В то же время в Хорезме подобная связь отсутствует. Все это делает достаточно фундированным предположение, что в Хорезм эти комплексы были привнесены со стороны.
В контексте рассматриваемого вопроса значительный интерес представляет городище Хазарасп — крупнейший древний город на востоке Левобережного Хорезма. Археологические исследования, проведенные здесь в период 1958—1960 гг., позволили выявить культурные слои рубежа V—IV вв. до н.э. Вопрос о наличии более древних слоев остался открытым, поскольку уровень грунтовых вод того периода не позволил исследовать нижние слои памятника. В процессе новейших археологических изысканий, проведенных в пределах древнего Хазараспа, исследователям удалось проникнуть в более древние культурные слои этого памятника, датирующиеся, по утверждению автора раскопок, VII— VI вв. до н.э.
Приведенные факты делают достаточно обоснованным предположение о продвижении в Южный Хорезм части древнего земледельческого населения из Бактрии, принесшей с собой традиции ремесленного гончарного производства, глинобитного и сырцового домостроительства и положившей начало процессу урбанизации. Если предположение о ранней дате Хазараспа верное, можно предположить, что именно он являлся древнейшим государственным образованием на территории Южного Хорезма. Бактрийское население, мигрировавшее в Южный Хорезм, являлось также носителем традиций орошаемого земледелия. Смешавшись здесь с потомками амирабадского населения, имевшими собственные древние традиции ведения ирригационного земледелия, они смогли выработать целый комплекс новых приемов земледелия и ирригационного строительства. А это, в свою очередь, не могло не повысить продуктивность сельскохозяйственного производства.
Левобережная часть (запад). Здесь отмечаются несколько иные исторические процессы. На территории одной из древних дельт Амударьи — Присарыкамышской — наблюдается сложная этнокультурная ситуация. Для периода VIII—первой половины VI вв. до н.э. на этой территории отмечается расселение нескольких различных этнокультурных групп.
Во-первых, это племена эпохи бронзы. В эту эпоху Левобережная часть оставалась незаселенной. Это было обусловлено факторами экологического порядка. В эпоху бронзы (II—начало I тыс. до н.э.) Присарыкамышская дельта не имела постоянного речного стока. Течение Амударьи направлялось в Аральское море через Акчадарьинскую дельту. Присарыкамышская дельта, вслед-ствии эпизодического прорыва вод Амударьи по староречьям, представляла собой сильно заболоченную равнину, мало пригодную для заселения. Только с начала VII в. до н.э., по мнению некоторых исследователей, территория Присарыкамышской дельты начинает обводняться постоянно. Однако, уже в конце эпохи бронзы (VIII—VII вв. до н.э.) сюда проникает из районов Правобережья и расселяется здесь какая-то часть позднеамирабадских племен.
Во-вторых, это раннесакские племена. Предполагают, что сак-ские племена появляются в Левобережье в конце VIII в. до н.э. и существуют затем на протяжении VII в. до н.э., заселяя территорию, до этого в течение длительного периода незаселенную.

1 2 3 4 5

 

Поиск по сайту

Статьи